Новости подводной робототехники Сентябрь-декабрь 2010

Печать

 

Сентябрь-декабрь 2010

 

Известная фирма Hydroid Kongsberg намерена поставлять АНПА в рамках контракта по программе  ВМС США  "Littoral Battlespace Sensing" (LBS). Модель REMUS 600 является базовой для данного проекта.  Поставки запланированы на март 2011г, сумма контракта около $8.4 млн. Контракт может быть расширен до $77.7 млн. с продлением до 2017г.

 

http://www.kongsberg.com/en/KOG/News/2010/September/0809_AUV_Contract.aspx


30 августа в Понта-Делгада (Азорские острова) завершилась двухнедельная экспедиция P403, проведенная германским институтом IFM-GEOMAR Leibniz-Institut fur Meereswissenschaften an der Universitat Kiel. Исследования проводились в районе гидротермального поля Lucky Strike к западу от Азорских островов, где АНПА ABYSS Remus 6000 произвел 11 погружений  на глубинах до 2000м.  Кроме CTD-профилей и картирования дна с помощью многолучевого эхолота Reson SeaBat 7125 велись исследования микроструктуры турбулентных потоков с использованием пары специализированных приборов MicroRider 6000 разработки компании Rockland Scientific International Inc. До этого подобными приборами оснащались в разное время АНПА LDUUV, REMUS 100, REMUS 600,AUTOSUB, Slocum glider. (Levine and Luck, 1999; Luck, 2002; Thorpe et al., 2003; Goodman et al., 2006).

http://www.ifm-geomar.de/fileadmin/ifm-geomar/fuer_alle/institut/publikationen/ifm-geomar_rep38.pdf


Компания Bluefin Robotics Corporation  завершила длительную серию демонстраций АНПА малого класса Bluefin-9. В ходе почти двухлетнего тура были проведены тестовые миссии в США, Австралии, Франции, Японии, Англии. Аппарат прошел не одну сотню километров без серьезного ремонта. Основное назначение аппарата - обследование во внутренних водах, портах и шельфовой зоне. В ходе  демонстраций делался акцент на быстроту развертывания комплекса в районе работ (не более 1 часа), без оборудования района  донными маяками ответчиками. Другой конструктивной особенностью является применение типового быстросменного (для всех моделей  АНПА Bluefin) аккумулятора.

http://www.hydro-international.com/news/id4222-Bluefin_AUV_Completes_World_Tour.html


Компания iRobot Corp. получила два заказа ($920 тыс.  и  $900 тыс.) на комплексную поставку  АНПА Seaglider.  Заказчиком выступает Океанографическое управление ВМС США (Naval Oceanographic Office (NAVOCEANO),  которое инициировало  разработки по теме глайдеров в 1995г. на базе лаборатории прикладной физики Вашингтонского университета (APL/University of Washington.). Первые масштабные испытания проводились летом 2000г.  в заливе Монтерей. К лету 2008г более 70 глайдеров было произведено по заказам различных организаций, в этом же году права на производство были переданы iRobot Corp. В настоящее время более 135 глайдеров  поставлено конечным пользователям по всему миру

http://www.hydro-international.com/news


Исследовательский институт MBARI провел серию успешных погружений АНПА Tethys (long range AUV-LRAUV) в заливе Монтерей, чему предшествовала более чем четырехлетняя разработка и опытная эксплуатация аппарата под руководством Dr. James G. Bellingham. Особенностью аппарата является специальная модель использования, которая позволяет ему либо дрейфовать и «планировать», либо  относительно активно маневрировать, используя маршевый двигатель и адаптивную систему навигации. Аппарат имеет длину 2,3м и массу 120кг и  может выполнять миссии протяженностью до 1000 км при скорости  движения около 1м/с, расходуя на энергоснабжение датчиков  8 Вт. Система управления энергопотреблением и высокие гидродинамические характеристики аппарата обеспечивают длительность тестовых погружений  до 4-х суток. В ближайшее время  планируется  направить АНПА из Калифорнии на Гавайи (~3700км) с использованием одноразовых источников тока. В сентябре-октябре 2010г. АНПА участвовал в проведении эксперимента CANON (Controlled, Agile, and Novel Observing Network) по комплексному мониторингу цветения фитопланктона в заливе Монтерей. В настоящее время готовится второй экземпляр LRAUV для совместного использования. Кроме того  MBARI владеет и активно применяет для морских исследований еще несколько «обычных» АНПА типа Bluefin-21.

Picture of a Tethys class AUV

http://www.mbari.org/news/news_releases/2010/lrauv/lrauv-release.html


Германские инженеры из института Фраунгофера  продолжают работу по созданию малогабаритного глубоководного АНПА. Рабочая группа под руководством  Dr.  Thomas Rauschenbach вскоре приступит к испытаниям опытного образца изделия в бассейне,  морские испытания которого, планируется провести осенью 2011г. с борта НИС POSEIDON, причем, некоторые погружения предположительно пройдут на глубинах до 6000м.

http://www.fraunhofer.de/en/Images/rn11_November_tcm63-67639.pdf


Норвежская компания Sperre AS, специализирующаяся на разработке и производстве телеуправляемых подводных аппаратов осмотрового и легкого рабочего классов, заявила о намерении наладить выпуск нового класса ТПА H-ROV с поворотными колоннами движителей и другими запатентованными нововведениями. Для технологической подготовки производства и вывода продукта на рынок Sperre подыскивает партнера среди крупных оффшорных операторов.

http://www.sperre-as.com/en/nyheter/hybrid


По сообщениям руководства Компании Nord Stream около половины трассы газопровода «Северный поток» уже проложено. Строительство газопровода ведется одновременно на различных участках маршрута, задействовано три трубоукладочных судна Solitaire компании Allseas (субподрядчика компании Saipem в рамках проекта Nord Stream) и еще двух судов  Castoro Sei и Castoro Dieci. На этапе проведения инженерных изысканий при подготовке к прокладке с 2005г.  субподрядчики: ООО Питергаз (Россия), MMT AB (Швеция), DOF Subsea (Норвегия) активно использовали телеуправляемые подводные аппараты и другие средства подводных обследований, Непосредственно при прокладке так же используются ТПА различного назначения.

nord_stream_passes_half-way_mark_for_line_1

http://www.nord-stream.com/ru/


Компания OceanServer Technology (США) сообщила о получении 12 заказов на поставку АНПА Iver2  для различных заказчиков, как исследовательских: WHOI, University of Michigan, YSI Environmental, так и оборонных: US Naval Research Laboratory. АНПА Iver2 был впервые широко представлен на конференции OCEANS 2005, как недорогой (до .$50 тыс), портативный (до 20 кг) аппарат для прибрежных исследований (рабочая глубина до 200м) с возможностью вести сбор данных на скорости 1-2 м/с в течении 10-15 часов. К сентябрю 2009г. по информации журнала Hydro International было продано более 100 комплексов. Стоимость комплекта с ГБО и системой навигации с коррекцией от  доплеровского лага составляет порядка $150 тыс.

http://www.iver-auv.com


На ежегодном съезде Американского геофизического союза (American Geophysical Union's Fall Meeting) университет штата Иллинойс (Northern Illinois University) представил телеуправляемый по кабелю аппарат SIR (Sub Ice ROVer) для исследования подводного пространства под шельфовыми ледниками западной Антарктики, проводимыми в рамках комплексных исследований The West Antarctic Ice Sheet Initiative (WAIS).

Аппарат диаметром 0.55м и длиной 8,4м, массой около 900 кг. рассчитан на глубины до 1500м. Погружение осуществляется через скважину диаметром 0.75м. во льду. После прохождения толщи льда аппарат переходит в рабочее положение и на кабеле нейтральной плавучести  общей длиной около 3 км ведет сбор данных и образцов.

Основные исследования в Антарктиде планируются на 2013г., однако в марте 2011г. будут проведены тестовые погружения на озере Тахо и затем испытания в условиях Антарктики на станции McMurdo.

http://wissard.org/science/science_instrumentation/SIR

Обзор подготовил Д.Г.Ляхов