Новости подводной робототехники Январь-февраль 2011

Печать

 

Январь-февраль 2011

 

АНПА  AUV-150, спроектированный и построенный Central Mechanical Engineering Research Institute (CMERI), Дургапур, Индия , совместно с Indian Institute of Technology (IIT), проходит ходовые испытания   на побережье Бенгальского залива. Проект ориентирован на гражданские и военные применения. Индийские ВМФ планируют  закупку более 10 комплексов в течении 4-х лет. АНПА должны обладать  рабочей глубиной до 500 м и автономностью 7-8 часов.  В  задачи военного комплекса входят противоминные и противолодочные действия, разведка.

http://www.thehindu.com/news/cities/Kochi/article1025416.ece


IFM-GEOMAR Leibniz-Institut в дополнение к работающему с 2007 года ROV «KIEL 6000» получил новый глубоководный ТПА PHOCA на базе серийного аппарата Comanche шотландской компании Sub-Atlantic (серийный номер №21). Аппарат с рабочей глубиной 3000 м предназначен для обслуживания подводных обсерваторий (http://www.modoo.info). Заказ на сумму более 1 млн. фунтов стерлингов был размещен в октябре 2010 года. Комплекс ТПА состоит из 2-х 20ft. контейнеров общей массой 30 тонн. Кроме того, IFM-GEOMAR владеет и активно использует АНПА «Abyss» на базе «Hydroid REMUS 6000». За два прошедших года «Abyss» участвовал в 5-ти морских экспедициях, совершив 53 погружения (общее время миссий около 400 часов).

Два аналогичных PHOCA ТПА «Comanche» (серийные номера 9,18) находятся в распоряжении ДВФУ и Приморского океанариума.

Control - and workvan.

http://www.ifmgeomar.de/index.php?id=rov-phoca&L=1


Разработчики из Национального океанографического центра при Саутгемптонском университете (NERC) проводят последние приготовления к ходовым испытаниям новой модели АНПА (AUV) «Autosub Long Range». Дальность хода аппарата может составить около 6000 км при рабочей глубине 6000 м.  Аппарат может двигаться в режиме “планирования“ и  с помощью маршевого движителя в течение до 100 суток. Комплекс будет доступен  для исследовательских задач с апреля 2012 года. В одной из миссий планируется осуществить переход под льдами Северного ледовитого океана от Шпицбергена до Аляски по трассе протяженностью 3500 км, с непрерывным измерением профиля толщины ледового покрова. Стоимость  аппарата имеет порядок 75 тыс. фунтов стерлингов, что по сравнению со стоимостью «классического» AUV «Autosub» в 50 раз больше.

ftp://ftp.noc.soton.ac.uk/pub/autosub/ALR/Autosub%20%20Long%20Range%20Leaflet%201.pdf

http://www.windowsfordevices.com/c/a/News/Autosub->Long-Range/


Группа исследователей из Новой Зеландии при поддержке американских ученых из Woods Hole Oceanographic Institution (WHOI ), Columbia University и NOAA Pacific Marine Environmental Laboratory (PMEL) обнаружили следы «розовых террас» - геологического феномена, образовавшегося  в результате землетрясения 1886 года в районе озера  Ротомахана (Новая Зеландия). Остатки образования находятся на глубине около 60 м и были обнаружены с помощью  бортовой фотокамеры AUV «REMUS 100». Планируется продолжить исследование геоморфологии дна озера сейсмоакустическими методами, однако, как отмечают инженеры исследовательской группы, для размещения соответствующей аппаратуры портативный «REMUS 100» не подходит, и, скорее всего, потребуется аппарат бо′льших размеров.

Новозеландские и американские ученые проводят также исследования в районе подводных вулканов  на глубинах 200-1800 м в 250-350 км от берега Новой Зеландии. 5 из 30-ти подводных вулканов исследуются с помощью AUV «Sentry» и буксируемого аппарата «TowCam» с борта НИС «Tangaroa».

http://www.whoi.edu/page.do?pid=7545&tid=282&cid=89648&ct=162


Ежегодная выставка-конференция «Underwater Intervention» 2011 прошла в Новом Орлеане 22-24 февраля. Традиционно значительная часть форума была посвящена проблемам оффшорной индустрии и водолазным технологиям.  Так же были широко представлены робототехнические средства подводных инженерных изысканий, гидроакустические и навигационные подводные системы. Была представлена продукция практически всех коммерчески состоявшихся производителей ТПА и  АНПА малого класса, в том числе ведущего российского поставщика подводного оборудования ОАО «Тетис-Про».

Среди технических новинок   можно выделить  многолучевой гидролокатор нового поколения M3 Sonar™ концерна Kongsberg.  Хотя общий принцип действия и область применения  аналогичны  уже существующими на рынке изделиям, таким как   Delta-T (Imagenex), Imaging Sonar (BlueView Technologies), Gemini (Tritech), высокое качество продуктов  Kongsberg позволяет предположить, что сонар займет лидирующее место среди навигационного обеспечения ТПА рабочего класса  и малого класса.

http://www.underwaterintervention.com/

Обзор подготовил Д.Г.Ляхов