Новости подводной робототехники Июль-Август 2014

E-mail Печать

01-Chikyu 02-Magnum

Японское агентство по морским наукам и технологиям (JAMSTEC)  организовало экспедицию глубоководного бурения в район  желоба Окинава (14–25 июля).  D/V Chikyu  является крупнейшим в мире исследовательским буровым судном, на котором  используется райзерная буровая система, аналогичная добычным нефтегазовым. Для обеспечения бурения применяется телеуправляемый подводный аппарат Oceaneering Magnum WROV с рабочей глубиной 3 км. Американская компания Oceaneering, в этом году отмечающая 50-летие, по праву считается ведущим эксплуатантом телеуправляемых подводных аппаратов рабочего класса в индустрии offshore oil&gas,  По состоянию на декабрь прошлого года из 877 аппаратов рабочего класса, применяемых в этой области во всем мире, на долю компании приходилось  около 35%, или 304 ед.

03-Nereid 04-OFOS

Рейс ARK-XXVIII/3 в район глубоководной гидротемы «Аврора» (82°53' с.ш. и 6°15' з.д.) на самом юго-западном поле хребта Гаккеля был совершен в июле–августе на НИС Polarstern. В экспедиции проходили первые морские подледные испытания по программе Nereid Under Ice Вудсхоловского института. Телеуправляемый по оптоволоконному кабелю (Gb Ethernet), длиной до 20 км, подводный аппарат с бортовыми источниками энергии был оснащен комплексом гидрооптических и гидрохимических датчиков, а также зенитной фотокамерой и гидролокатором для изучения нижней поверхности ледяного покрова. Для фотографирования дна применялась буксируемая платформа OFOS, разработанная исследователями Института имени Альфреда Вегенера (AWI).

05-MSLED 06-Lake Whillans

В Nature опубликована статья «A microbial ecosystem beneath the West Antarctic ice sheet» об   исследованиях на антарктическом подледном озере Уилланс, которые ведутся многонациональной группой ученых по проекту WISSARD. В настоящее время разворачиваются дискуссии микробиологов, гляциологов, технологов бурения и других специалистов, о том, как попали в озеро  обнаруженные микроорганизмы. Интересной является разработка инженеров NASA JPL и студентов Аризонского университета, позволившая получить визуальную информацию из этого озера сквозь 800 метровую скважину во льду. Самоходный подводный аппарат MSLED (the Micro Submersible Lake Exploration Device) диаметром 8 и длиной 70 см, при весе в пару килограмм способен погружаться на полуторакилометровую глубину и  обладает автономностью 2 ч.

07-RV Rachel Carson  08-AUVs

Компактное (41 м) исследовательское судно  R/V Rachel Carson (MBARI) отправилось в экспедицию вдоль тихоокеанского побережья США для изучения строения морского дна и геосистем. За месяц ученые проведут  геологическую съемку у берегов Северной Калифорнии, подводных хребтов Горда и Хуан де Фука. С помощью телеуправляемых и автономных подводных аппаратов будут также проводиться исследования  продукции фитопланктона и содержания хлорофилла, хотя основной акцент делается на морскую геологию. Стоимость эксплуатации (10–12 ч в сутки) одного автономного аппарата типа Bluefin-21 составляет $13600–20400, судосутки R/V Rachel Carson стоят  $12600–18900.

Обзор подготовил Д.Г.Ляхов