Американская компания Saildrone сообщает об успехе МЛЭ сьемок глубоководных кабельных трасс Anjana и Aurora в Северной Атлантике летом 2024 года. 20-метровый безэкипажный парусник типа Surveyor с помощью МЛЭ Kongsberg EM304 MKII за 26 суток сделал 4500 пог. км. по трассам с глубинами до 5,5 км. Другая компания Oshen (Великобритания) при поддержке ARIA (Advanced Research + Inventions Agency) тоже нацелилась на Северную Атлантику, но гораздо меньшими парусными роботами типа C-Stars, длиной чуть более метра. Около 100 таких аппаратов планируется развернуть в Субполярном круговороте, области между 45° и 65° широтами, ограниченной Гренландией, Исландией и Шотландией, в качестве системы раннего предупреждения об опасных метеорологических явлениях и для климатического мониторинга вообще.
Совместная работа АНПА Sentry и ОПА Alvin позволила создать фотограмметрические модели места крушения подлодки времен Первой мировой войны USS F-1, которая затонула у побережья Сан-Диего на глубине 400 м в результате столкновения с другой лодкой USS F-3 в 1917 г. Sentry обследовал район с помощью МЛЭ Kongsberg EM 2040, а уже с помощью светильников и фототелевизионного оборудования фирмы DSPL (Deep Sea Power & Light) ОПА Alvin получил фотограмметрию. Судном носителем был R/V Atlantis.
https://www.whoi.edu/press-room/news-release/wwi-sub/
С помощью сверхлегких (10,5 кг) АНПА французской компании SEABER вблизи островов Сен-Пьер и Микелон найден, по всей видимости, остов траулера “Le Ravenel”, пропавшего в 1962 году. Поисковым средством аппаратов типа YUCO-Scan является 680 кГц ГБО фирмы DeepVision, а автономность достигает 6 часов на 2-х уз. Рабочая глубина YUCO-Scan 300 м, а найденный объект находится на глубине 122 м в 7 милях от берега. В 2021 и 2022 годах траулер пытались искать с помощью БЭК DriX, обследовав примерно по 400 кв. км в сезон, однако безуспешно. На DriX стоял МЛЭ Kongsberg EM2040-04. 4-х недельный поиск с помощью БЭК обходился примерно в 270 - 280 тыс. евро.
Легкий (50 кг) АНПА Seeker, разработанный в Сиднейском университете был задействован в экспедиции (Phase 2: Marine biodiversity survey) Австралийского музея по картографированию неисследованных рифов и коралловых экосистем вокруг острова Норфолк на глубинах 5 - 45 м. Серия трансект длиной 1-3 км обеспечила почти сплошную стереосъёмку литорали 8 Мп камерами. Работа велась с 22-м новозеландского катера Manakai, зафрахтованного для экспедиции.
https://australian.museum/learn/expeditions/norfolk-island-2025/
Обзор подготовил Д.Г.Ляхов